"Океан любові" на світлинах фотомайстра з Києва, Миколи Заварики

Глубокая любовь

Человека всегда тянуло и будет тянуть к неизвестному. Такова уж его непоколебимая природа – познавать, изучать, исследовать. Но все это невозможно без главного – трепетного отношения к тому, что находится в полной зависимости от нас. К сожалению, тяга человека к торжеству над миром привела его не только к величайшим свершениям и научным открытиям, но еще и возвысила в нас обратную сторону созидания - хищнический инстинкт. Бросая мир к своим ногам, человечество неумолимо его истребляет. Что может остановить разрушение и полностью переключить нас, людей на сотворение ? Герой нашего материала Николай Заварика отвечает на этот сложнейший вопрос всего лишь одним словом, и это слово – Любовь. По его словам, только в любви человек становится именно тем, кем ему суждено быть – Человеком. Свою любовь Николай находит и реализует в исследовании и фиксации на камеру богатств подводного мира.
Николай считает, что первооснова любой человеческой личности – это проникновенная красота, увиденная и сохраненная нами в течении нашей жизни. Это рождает любовь, то есть сильнейшую энергетику сотворения и сохранения. Если свою любовь мы как-то передадим другому, значит поспособствуем ее приумножению. Только в этом и состоит наша человеческая миссия – множить любовь, делясь ею с другими.

Ph. Николай, вы написали в своей биографии, что взяли с собой под воду фотоаппарат, чтобы передать людям то, что невозможно описать словами. Но каков был сам по себе философский вызов, заставивший вас погружаться под толщу воды ? Это голос вечной тяги человеческого разума соприкасаться с тем, что недоступно в каждодневной жизни, это особое отношение к нашей хрупкой экосистеме и желание ее понять и защитить ? Может все начиналось куда проще и просто хотелось развеяться от скуки, а тяга и любовь к подводному миру пришла значительно позже ?

НЗ : Ð’Ñ‹ совершенно правы, любовь к подводному миру пришла позже. Родившись и прожив большую половину жизни на Азовском море, я только в детстве помню чистую воду. Чистую, по Азовским меркам – видимость метра – полтора – два. Когда утром заходишь в воду по шею – и видны пальцы ног, и бычки , плавающие рядом по дну. Мы с детства ныряли с масками-трубками, последние 10-15 лет море совершенно в плачевном состоянии, оно умирает, вернее его безжалостно убивают. Мне всегда было обидно, что даже в Чёрном море вода значительно чище и животный мир богаче. А впервые погрузившись в Средиземном море я понял, что нет пределу совершенства. И захотелось увидеть это совершенство хоть одним глазком. А после дайв-сафари на Мальдивы, я понял, что меня уже не остановить, потому, что пришла любовь к Океану. И это у нас взаимно

Ph. Как с возрастом эволюционирует отношение к мгновениям, которые никогда не повторятся ? Есть ли ощущение усиливающейся внутридушевной благодарности природе, космосу, Богу за жизнь и возможность восторгаться окружающим очарованием мира в течении такого бесконечно малого промежутка времени, который и есть наша жизнь ?

НЗ : Гарик Губерман писал: «Ð¢ÐµÐ¿ÐµÑ€ÑŒ я понимаю очень ясно,
И чувствую и вижу очень зримо:
Не важно, что мгновение прекрасно,
А важно, что оно неповторимо! »

Именно с этим девизом иду по жизни последние годы, с благодарностью Всевышнему за каждый прожитый день. Радуюсь каждому мгновению, а ещё больше радуюсь, когда имею возможность поделиться с друзьями и близкими этим мгновением, запечатлённым на фото.

Ph. Какие духовные качества может приобрести человек часами (сутками, неделями) наблюдающий за жизнью в подводном царстве ? Становится ли он более кротким, терпимым, требовательным к себе

НЗ : Ну, кротким – не знаю, а вот терпимым и требовательным к себе – это точно.

Ph. Говорят, что знания приумножают печаль. Быть фотографом – это как раз такая участь, когда приходится больше наблюдать, а следовательно больше видеть и как результат – больше знать. Есть ли некая грусть от того, что уже почти все видено, все обдумано, все понятно (“все” – разумеется в относительном смысле )

НЗ : Больше знать – весьма спорное утверждение, а вот больше чувствовать - это точно. Да и «Ð—нания умножают скорби» - весьма дискретное утверждение, которое на мой взгляд относится только к человеку, но ни в коей мере к подводному миру. Ибо чем больше я узнаю подводный мир, тем больше поражаюсь его красотой, гармонией, и больше люблю его. А на счёт грусти по поводу всезнания – так это невозможно. Джеймс Мэтью Барри как-то сказал : «Ð¯ уже не так молод, чтобы знать всё»


Ph. Под водой время тянется медленней за счет обострения чувств или же там вы чувствуете расслабляющее воздействие бездны и оно тянется быстрее? Или все наоборот ?

НЗ : Чувства под водой совершенно особенные. Для кого-то это вторжение в чужой мир, связанное с экстримом, опасностями, адреналином, где нужно выжить , победить, а потом чувствовать себя героем. Для меня же - это полное погружение, сказал бы даже - инсталляция с полным слиянием в колыбель жизни. Когда слышишь только своё дыхание и дыхание океана. И когда они приходят в унисон – это великая радость, где нет места никаким мелким чувствам. Там, под водой Ñ‚Ñ‹ оказываешься намного ближе к Создателю. Если Ñ‚Ñ‹ погружаешься с любовью и просишь океан принять тебя – то добрый океан принимает тебя, омывает, очищает, и с радостью раскрывает все свои «Ñ„ишки». Но если Ñ‚Ñ‹ пришёл покорить океан, то знай, что его нельзя покорить. Он непокорный, и тебе придётся выживать. А время такое же резиновое как и на суше. 40-60 минут дайва пролетают за мгновение. А 3-5 минут декостопа (остановка безопасности) длятся вечность.:)

Ph. Можно ли позволить себе немного утратить под водой концентрацию внимания ? К чему это приведет ?

НЗ : Можно, но только совсем ненадолго. Дайвинг –это парный вид. Перед входом в воду все дайверы разбиваются на пары. У каждого есть свой «Ð±Ð°Ð´Ð¸», который и должен будет в случае чего подстраховать. Но если честно, я очень некомфортный бади, потому, что я в любой момент могу зависнуть минут на 10-15 над какой-нибудь козявкой, когда группа уходит вперёд, или вообще развернуться и пойти в другую сторону. Поэтому я всегда ныряю один, без бади, и концентрацию стараюсь не терять. Один глаз в видоискатель, а другой всегда по сторонам.

Ph. Вы предпочитаете относительно безопасные воды и глубины или же бывает что тяготеете понырять как можно глубже и оказаться в компании существ, чей вид некоторым может пощекотать нервишки ? (акулы там всякие, осьминоги, морские змеи, скаты-хвостоколы) ?

НЗ : На счёт глубины – у меня предпочтений нет. А вот насчёт компании – конечно же я предпочитаю находиться там, где интересно. Могу уйти на глубину за крупными обитателями, а могу и чупахаться на мелководье, подолгу общаясь с яркой мелочью. Кстати и осьминоги, и скаты, и мурены тоже часто встречаются у самой поверхности. Но в основном, поскольку местности не знаешь, то идёшь, куда поведёт дайв-гид. У них работа такая - знать где кто живёт, и показывать их.

Ph. Чем принципиально отличаются дневные погружения от ночных в контексте подготовки и самоощущения себя под водой, а также в контексте активности обитателей морской фауны ?

НЗ : Ð’ плане подготовки – нужно пройти курс обучения – называется Night Diver, на котором обучают правилам поведения ночью под водой. Нужно иметь 2 фонаря «Ð¾Ð´Ð¸Ð½ основной, а другой запасной». А в плане ощущений – так их невозможно передать словами. Ночь – время охоты и все хищники проявляют повышенную активность. Поэтому группе лучше держаться вместе. И когда перестаёшь видеть свет дайверских фонарей, а кругом сплошная чёрная бездна, то конечно же адреналина хватает. И откровенно радуешься, когда кто-то оказывается рядом. Бывает днём ныряешь около рифа – как в аквариуме – всё такое красивенькое. А ночью совершенно не узнаёшь этого же места. Всё приобретает совсем другие гротескные формы. Да и ощущения становятся не менее гротескными. Наверное поэтому я никогда не пропускаю ночных дайвов. Хотя нужно отметить, что в целях безопасности далеко не везде разрешены ночные погружения.

Ph. Какие моря/океаны уже удалось исследовать с фотоаппаратом, какие привлекают больше (почему), и куда еще не добрались, но хотелось бы ?

НЗ : Ну конечно же это Индийский и Тихий океаны. Красное и Чёрные моря, Мальдивы, Индонезия, Малайзия, Папуа Новая Гвинея, Австралия, Большой Барьерный Риф. Мечтаю о дайвинге во Французской Полинезии, и конечно же о знаменитых погружениях с большой белой акулой. Вообще – чем дальше от цивилизации, тем нетронутей, ярче и интереснее подводный мир.

 Ph. Когда вы принимаете решения нырять с камерой а когда без ? Бывает ли, что аппарат не берется даже когда есть ощущения новых интересных сюжетов и наоборот – берется даже тогда когда район уже исследован, отснят и не сулит принципиально новых снимков ?

НЗ : Решений о том нырять с камерой или без камеры я принципиально не принимаю. Этот вопрос я давно решил для себя следующим образом: - Лучше я пожалею о том, что взял камеру под воду, чем пожалею о том, что не взял.

Ph. Как обычно происходит контакт с подводными обитателями ? Какие существуют общепринятые техники безопасности ? На каком этапе их уже можно обходить и до какой степени ? Кто из морской живности по-прежнему вызывает у вас чувство опаски до сих пор ?

НЗ : Самое главное правило при общении с подводными обитателями – не навредить. Поэтому ничего и никого не нужно трогать руками. Ð’ одном случае Ñ‚Ñ‹ можешь навредить и даже погубить подводное существо, в другом – тебя может сильно обжечь очень красивый коралл или можно получить порцию яда от совершенно безобидного на первый взгляд моллюска, маленькой медузки или красивенького осьминожка. Так что серьёзную проблему можно получить на казалось бы ровном месте. Бывают даже летальные исходы. Поэтому перед каждым погружением проходит брифинг, на котором дайв-гиды подробно объясняют возможные проблемы и правила поведения под водой в конкретных условиях. И если их соблюдать, то дайвинг будет приносить только радость и удовольствие.

Ph. От каких внешних факторов (или личных предпочтений и настроений) зависит – будете ли вы снимать крупноплановые сюжеты или же широкоугольные ? Если планируется и то и другое, вы просто поочередно меняете между собой заранее приготовленные камеры с предустановленным забоксированным ультрашириком и макриком или же технология другая ?

НЗ : Факторов, как таковых немного. Первое – наличие соответствующей подводной фотоаппаратуры. Второе – степень прозрачности воды и третье – размеры снимаемых объектов. До недавнего времени я пытался объять необъятное и всегда старался иметь под рукой 2 камеры. Одну основную – это зеркалка с широкоугольником Canon 16-35mm f/2.8L II USM или Canon EF 8-15mm f/4L Fisheye USM, в зависимости от ситуации и другую – компактную типа Canon G10 – для съёмки макро. Однако тащить каждый раз под воду 2 камеры – занятие весьма проблематичное. Поэтому, учитывая тот факт, что на Canon 16-35mm f/2.8L II USM - можно снять хотя и не макро, но вполне неплохой крупный план, я последнее время ныряю с одной камерой. А вообще больше всего люблю снимать рыбьим глазом.

Ph. Какие особенности подводных фотосюжетов и съемки как таковой для вас по-прежнему остаются загадочными ? Как часто доводится смотреть на кадры и думать «Ð’ышло лучше чем я ожидал” или же «ÐŸÐ¾Ñ‡ÐµÐ¼Ñƒ не получилось , ведь должно было”.

НЗ : Вообще, съёмка под водой - сплошная загадка, и заранее предсказать 100%-й результат я не могу. Хотя может кто-то и может. Дело в том, что как правило вся фототехника «Ð·Ð°Ñ‚очена» под съёмку в воздушной среде. Водная же среда имеет совершенно другие свойства – коэффициент преломления, свето и цветопоглощения и Ñ‚ д.. Говоря понятным языком, каждый, кто нырял с маской помнит, что подводные объекты кажутся крупнее и ближе. Мы часто видим совсем рядом крупную ракушку, пробуем достать рукой – ан нет. Оказывается, длины руки не хватает, и приходится проплыть ещё некоторое расстояние. А когда рассматриваем ракушку на суше, то она вдруг оказывается почему-то значительно меньших размеров, чем нам виделось под водой. Плюс ко всему – поверхность моря как правило – не зеркально-гладкая. Это несчётное количество постоянно изменяющихся по размеру, форме и углу отражения и преломления лучей отражающих поверхностей. Бывает, что делаешь два кадра подряд казалось бы в совершенно одинаковых условиях с одинаковыми параметрами и они получаются совершенно разными. К тому же с изменением глубины – пропадают цвета, меняется баланс белого и Ñ‚ д. Ð’ общем, нюансов - множество. Поэтому придерживаясь основных принципов съёмки под водой можно поймать свой кадр. Главный принцип – быть как можно ближе к объекту съёмки. При этом уменьшается «Ð²Ñ€ÐµÐ´Ð½Ñ‹Ð¹» слой воды между иллюминатором камеры и снимаемым объектом. А в остальном, полагаюсь на удачу, опыт и милость Океана

Ph. Как обычно организовывается фотодайверская группа ? Вы едете в составе больших экспедиций или же предпочитается компактные группы, а иногда и погружаетесь самостоятельно ? Какой при этом вариант более предпочтительный ?

НЗ : Нет ничего лучше , чем отправляться в дайвсафари с друзьями. Так я всегда и поступаю.

 Ph. Есть ли какие-то внутренние механизмы, подталкивающие ставить личные рекорды, например сделать больше погружений, сделать больше снимков, дольше продержаться под водой и пр ?

НЗ : Ð’ плане рекордов – скажу, что свои рекорды для себя я уже давно поставил. Ставить для кого-то мне не интересно. Единственное моё правило – ни в коем случае не пропустить ни одного из запланированных погружений. А если есть возможность – то и понырять сверх плана. Ну и конечно же, как можно больше времени провести под водой. Чем дольше под водой – тем больше времени на общение с подводным миром, и следовательно больше шансов сделать «Ñ„ото своей мечты»ïŠ

Ph. Какую максимальную скорость можно развить под водой и нужно ли пытаться это делать когда есть возможность снять например какую-то крупную рыбу, находящуюся вдалеке ?

НЗ : Самый лучший дайв тот, в котором совсем не нужно развивать скорость. Есть так называемые «Ð´Ñ€Ð¸Ñ„Ñ‚-дайвы» когда лёгкое подводное течение несёт тебя со скоростью 1-1,5км\ч вдоль рифа. Есть время на наблюдения, и всегда можно остановиться, если нужно. Ð’ этом случае экономятся силы, значительно уменьшается расход воздуха, и следовательно увеличивается время пребывания под водой. Как только начинаешь усиленно работать ластами, пытаясь развить скорость - сразу же резко увеличивается расход воздуха. К тому же любая рыба, даже крупные акулы, заметив быстро направляющегося в её сторону дайвера, тут же развернётся и исчезнет. Так что это совершенно бесполезное занятие. Если не успеваешь за 1-2 секунды и за 2-3 взмаха ласт резко сократить дистанцию, пока подводный житель не опомнился, то мероприятие заведомо обречено на провал. Напротив же, очень осторожно и медленно можно приблизиться на расстояние съёмки.

Ph. В каких условиях применяются выносные вспышки и как вы управляете мощностью потока ?

НЗ : Во многих случаях, таких как глубоководная, ночная, пещерная, макросъёмка без дополнительного освещения не обойтись. При этом свет от подводной вспышки не только создаёт освещение до расстояния нескольких метров, но и позволяет восстановить природные цвета снимаемого объекта на переднем плане. Очень важно при съёмке со вспышкой - правильное расположение вспышек,, что бы исключить, или максимально уменьшить высвечивание взвешенных частиц в воде. А решение вопроса по управлению мощностью светового потока я решил двумя Кэноновскими боксированными 580ми вспышками, подключенными к боксу синхрокабелями, и работающими в TTL-режиме. На мой взгляд это самый удобный способ не испортить кадр в самый неподходящий для этого момент. Ведь этот момент может больше никогда не повториться.

Ph. Вспомните несколько самых забавных (или опасных) эпизодов, случившихся с вами под водой.

НЗ : Самый забавный и опасный случай произошёл со мной в Чёрном море. Мы с друзьями в районе полуострова Тарханкут нашли удивительное место. Руины старого города возрастом более 2000 лет, расположенного на самом берегу уходили прямо в море. Под водой можно было различить целые улицы и кварталы. И в этом месте часто можно было найти фрагменты античных амфор, старые свинцовые якоря, и прочие реликвии. К сожалению, целых амфор не попадалось. Дело в том, что эти места во время II-ой Мировой войны бомбились сначала немцами, а потом нашими с особым усердием. Так что найти, что-либо неповреждённым не представлялось возможным. И вот однажды, «Ð¿Ñ€Ð¾Ð³ÑƒÐ»Ð¸Ð²Ð°ÑÑÑŒ » по улицам старого города я увидел под огромным камнем торчащий из песка большой круглый бок амфоры. Неужели целая? Вот повезло! И я стал аккуратненько, чтобы не дай Бог, не повредить находку, раскапывать песок вокруг амфоры, чтобы потом так же аккуратненько её извлечь. Поднялась страшная муть. Ничего не видно в радиусе нескольких метров. Но я, воодушевлённый такой удачей, не останавливался, работая на ощупь. Я копал и копал, нежно поглаживая уже наполовину высвобожденную находку. Перчатки протёрлись до дыр, но цель оправдывала средства. Оставалось совсем немного. Я нежно обнял это сокровище, гадая что же там внутри, и вдруг нащупал какую-то гнутую пластину, торчащую прямо из амфоры. Увидеть ничего было нельзя. Это было очень странно, и я стал копать рядом с этой пластиной. Вскоре я обнаружил ещё одну пластину, уже не такую гнутую, но по-прежнему торчавшую из моей амфоры. Смутные сомнения стали закрадываться ко мне в голову, и я решил подождать. Минуты тянулись особенно цинично-медленно, но когда взвесь осела, и я увидел своё сокровище, я тут же развернулся и уплыл прочь, не попрощавшись. Я, знаете ли, как-то не очень люблю неразорвавшиеся авиационные бомбы времён II-й Мировой войны.

Ph. Как вы видите себя через 5,10 лет ? Будете продолжать нырять с такой же интенсивностью или же сфера интересов может измениться ? Есть ли мотивационные стимулы не останавливаться как можно дольше ?

НЗ : Загадывать на 5 – 10 лет в сложившейся ситуации – штука весьма сомнительная. Такое может позволить себе разве что Павел Глоба. А я - не Глоба. Воланд на Патриарших как-то сказал, что беда не в том, что человек смертен, а в том, что он иногда Внезапно смертен, вот в чём фокус. Так что на всё воля Божья. Одно могу сказать точно. Сдаваться я не собираюсь.

Ph. Технологии не стоят и если каких-то 70-75 лет назад не было даже акваланга, то можно себе только представить до чего д&a